Порой родители, видя как трудно дается ребенку, например, завязать шнурки не понимают что тут сложного и укоряют малыша: «Что за неумеха, давай завяжу». А он не справляется, так еще и обижается на помощь, вот непутевый.
Происходит это из-за того, что для нас это просто и своими действиями мы хотим добиться скорее лучших результатов. А получается наоборот — отбиваем всякое желание учиться.
Однако у процесса обучения есть четыре составляющие?
Первый, самый очевидный — это знание или умение.
Второй — тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.
Третий результат — эмоциональный след от занятия. Удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.
И четвёртый результат — след на ваших отношениях, если вы принимали участие в занятиях.
И родители ориентируются на первый, самый очевидный, результат. Выучился? Научился? Но не забывайте ещё остальные три. Они гораздо важнее.
Да, знание ошибок полезно и часто необходимо, но указывать на них нужно осторожно. Во-первых, не стоит замечать каждую ошибку, во- вторых, ошибку лучше обсудить позже, не в тот момент, когда ребёнок увлечён делом. И главное, замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: » С тобой всё в порядке! Ты справишься!»
Так что, если малыш строит из кубиков странный дворец или не очень складно рассказывает о фильме, но при этом увлечён или сосредоточен- не критикуйте, не поправляйте его. Проявите искренний интерес к его делу и вы почувствуете как усилится взаимное уважение и принятие друг друга.
Если же малыш натолкнулся на трудность, с которой не может справиться , не оставайтесь безучастным. Предложите помощь.
Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
Хорошо начать со слов «Давай вместе.» Известный психолог Л.С.Выготский называл такую помощь «зоной ближайшего развития». Что это значит?
По мере развития ребёнка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счёт тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым. Другими словами, завтра ребёнок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой. Зона дел вместе- это золотой запас малыша, его потенциал на ближайшее будущее. И именно поэтому оставлять ребёнка из «педагогических соображений» одного там, где ему трудно- грубая ошибка.
Давай вместе!
Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. А по мере освоения малышом новых действий постепенно передавайте их ему на самостоятельное исполнение и оттачивание мастерства.
Надеюсь эта статья была вам полезной. Любите друг друга и будьте счастливы.
Ещё больше статей по теме детской психологии можно почитать в блоге по ссылке .
Терпения не хватает смотреть как он долго одевает носки или возится с кофтой. Берешь о одеваешь ему сам. На самом деле прерываешь магию развития и уверенности ребенка в то, что он справится. Будем терпеливыми
Терпение творит чудеса.
Терпение и еще раз терпение